?

Log in

Обзор инструментов по каллиграфии - barbariskina [entries|archive|friends|userinfo]
barbariskina

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Обзор инструментов по каллиграфии [Mar. 16th, 2015|02:39 pm]
barbariskina
[Tags|, ]

Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать. А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов – своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.

Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее – получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ типографики, и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях. Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись – все равно копать и копать))



Так что я не могу дать четкую и полную классификацию всех видов письма, могу только поделиться своим небольшим опытом. Для каждого инструмента у меня нет настолько сильных примеров, как мне бы хотелось, поэтому иллюстрирую тем, что есть, зато собственным, за исключением пары фото, где мы писали вместе с zirazulu))



Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом – смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность – ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему – появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.

Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам – это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго. Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше - с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила – обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное – соблюдать наклон пера и разработать руку.



Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство – не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера – 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха – тем лучше.



Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы – дешево и не жалко, минусы – чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» - возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.

Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно – можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии – заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).



Примеры каллиграфии "параллельками" и плоскими кистями







А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать – ближе к последнему скорее всего.



С перьями – вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах – выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами – HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо - Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.



Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции – синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями - самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.

Примеры работ острым пером:





И, наконец, самые используемые инструменты – брашпены) Первое, чем я пробовала писать – это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) – уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) – очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.



Небольшие лайфхаки от меня – наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается – вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется)) Примерно с такими же наконечником, но чуть толще – Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала – Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.



Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти – Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе – подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство – наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.



Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник – кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно – уже разведенную акварель, можно – чернила (я развожу пополам с водой).

Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.

Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма – просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».





А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.



А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)



И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести – ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается "лопаточка", сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))



Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.

Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений – очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.



Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво – не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))



Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))

Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!




LinkReply

Comments:
[User Picture]From: shine_art
2015-03-16 12:51 pm (UTC)
На мой взгляд у вас очень круто получается, и вкус, и твердость руки! Вдохновляющие примеры, спасибо!
если не секрет, в каком режиме пишете, сколько времени уходит?

я заказываю все перья из https://www.johnnealbooks.com/ )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-16 01:00 pm (UTC)
спасибо! и можно на ты)
я пока до инет-заказов не созрела, пока жду - могу и переключиться на другие увлечения, поэтому стараюсь покупать то, что есть в близком доступе и сразу тренироваться. А потом оказывается, что многое уже есть и используется, и из-за 1-2 штук тоже лень заказ делать)

По времени - трудно сказать, в периоды увлечения могу каждый день по часу-два тратить. Потом остываю или переключаюсь на другие дела - тогда раз-два в неделю что-то для себя пишу, параллельно с фильмом каким-то, копирую или просто для релакса.
Но так или иначе каллиграфия и леттеринг сейчас почти всегда присутствуют, для стоков тоже очень много всякого-буквенного делаю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: grey_ultra
2015-03-16 01:57 pm (UTC)
спасибо огромное! очень полезный пост!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-16 04:23 pm (UTC)
буду рада, если пригодится!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: medunica_ok
2015-03-16 02:46 pm (UTC)
Спасибо, ооочень интересно и познавательно. Я зависла таки на прописях. в интернете посмотрела, там столько всего. Какая схема линий должна быть? Вы какой пользовались в начале? :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Анна Комарова
2015-03-16 02:53 pm (UTC)
Так подробно! Спасибо огромное. А что бы ты посоветовала вдобавок посмотреть онлайн-в качестве наглядного пособия по наработке навыков,может быть у тебя есть на примете что-то типа мастерклассов или просто полезных уроков мастеров которые тебе наиболее полезными кажутся?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gardarika_soul
2015-03-16 02:54 pm (UTC)
Сколько интересного материала, столько красоты! С удовольствием порассматривала :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-16 04:38 pm (UTC)
хорошая штука каллиграфия - и мне удовольствие, и людям)) а твои курсы как, еще в процессе или закончились?
я, кстати, так и не ответила в твоем посте: в Арт-и-Я не занималась, очень длительные у них курсы, не могу так надолго планировать. По брашпену занятия были на месяц, и то пришлось чуть подвигать поездки) Так что я по интенсивам больше и потом куча самостоятельной практики
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mistery_fairy
2015-03-16 03:20 pm (UTC)
Просто невероятно круто! Все эти листы с буквами выглядят нереально вдохновляюще))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-16 04:42 pm (UTC)
спасибо, Юля! Каллиграфией вдохновлять побаиваюсь, кстати, очень уж требовательная штука в плане времени и мотивации. Так что заодно и предупреждать приходится))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hellokisdottir
2015-03-16 04:20 pm (UTC)
замечательный пост, спасибо!
у вас очень красивые работы))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-16 04:42 pm (UTC)
спасибо, мне очень приятно)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wlada_kap
2015-03-16 04:33 pm (UTC)
Какая же Вы молодец!- и как замечательно, что Вы рассказываете и показываете свой путь... Роскошный пост!!! Очень красиво всё, что Вы делаете!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-16 04:48 pm (UTC)
Спасибо за приятные слова, я сама иногда удивляюсь, куда меня заносит)
При этом я хитро пробую в основном околохудожественное: и интересно учиться новому, и старые навыки помогают, и в работе все использую
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cat_arch_angel
2015-03-16 05:00 pm (UTC)
какой всеобъемлющий обзор, спасибо большое!
ох, мне все кажется, что это поистине аццкое терпение нужно буковки по сто раз писать)) сколько ни пробовала - надоедает..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-16 06:09 pm (UTC)
и это лишь небольшой кусочек темы)) Терпение не нужно, увлеченности хватает пока. Просто не твоё занятие, скорее всего. Вырисовывать так акварель, как ты - тоже не каждый сможет, тут у тебя терпение присутствует ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kica_c_hvostom
2015-03-16 05:41 pm (UTC)
было безумно интересно читать и смотреть! думаю, буду еще пересматривать. И не раз ;)

нашла у тебя свое любимое Leonardt 40, я сейчас только им рисую, если за перо берусь. А почему им писать тяжелее? из-за мягкости?

повеселил самодельный накопитель (слово тушедержатель я не слышала, а продавцы у нас не в курсе, как эта штука называется,я много раз интересовалась). До проволочки я не додумалась. А мыть ее как? у меня одна из тушей очень плотно засыхает на пере, ее,наверное, зубной щеткой вычищать нужно будет...

кстати, а как грамотные люди вообще перья чистят? влажной салфеткой - это совсем вульгарно?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-16 06:19 pm (UTC)
40-е сложное из-за мягкости, да, тяжело контролировать, когда линию ведешь "против шерсти", то есть снизу-вверх-слева-направо, может соскочить.
Проволочку - это я у кого-то вычитала лайфхак, мою зубной щеткой, да, кохинор отмывается даже через время.
Я не знаю, как грамотные чистят, я в остром пере совсем самоучка. И в салфетке ничего предосудительного не вижу))))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mamavera
2015-03-16 06:48 pm (UTC)
Как же здорово у тебя получается! А у кого училась по началу? Я Киевским страшно завидую из-за доступности сестер Лопухиных и приезжающего в гости Приходько :)

Лен, у меня к тебе предложение. Скоро ко мне родственники приедут из Киева. Может тебе что из материалов или инструментов надо привезти из Америки? Я с удовольствием передам. Я у тебя, например, рулер пена не заметила http://www.paperinkarts.com/calligraphy-pens-ruling-writer.html Клевая вещь!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-17 10:51 am (UTC)
интенсив первый вели Даша Левчук и Лена Мышанская. Но мало что успеешь за 2 занятия)
Лопухины без сомнений прекрасны, у них готикой занималась моя подруга, очень довольна, а я с ними только пересекалась на паре мероприятий.
Насчет предложения - спасибо большое, но даже не знаю, у меня нет каких-то четких хотелок или сильной необходимости в чем-то)
То есть я прихожу в магазин и там уже размышляю, что мне нужно, и что бы я хотела еще попробовать, мне сложно определиться с покупкой через экран. Я и на ибее заказ-то всего единственный раз делала, когда маркеров тут не нашла
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ieshka
2015-03-16 07:00 pm (UTC)
Мне папа отдал коробку перьев с работы (в КПИ ими делали чертежи чуть ли ни до середины 2000-х). Тушедержатели там точно были. Я посмотрю, у каком они состоянии и сколько их вообще. Я пока только рисовать тушью пробовала.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-17 10:34 am (UTC)
я рисовать пробовала острыми перьями - мне не очень понравилось)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: areati
2015-03-16 07:10 pm (UTC)
Спасибо, такой подробный обзор, загорелась попробовать, хочу остроконечное прикупить))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-17 10:35 am (UTC)
пыталась написать вкратце, получилось - как всегда)) успешных проб!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xenia_ok
2015-03-16 07:17 pm (UTC)
Спасибо большое, что поделилась, хочется сразу что-нибудь попробовать :)
У нас был в универе такой предмет, но сейчас все забыто, конечно. Надо восстанавливать навыки заново, да еше и новые инструменты появились!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-17 10:37 am (UTC)
пожалуйста! У меня ж нет образования профильного, поэтому мне все в новинку и интересно. А инструментов сейчас даже переизбыток, иногда теряешься)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: malienation
2015-03-16 08:11 pm (UTC)
Спасибо,интересный обзор! а какие видео-уроки можешь посоветовать? меня готические шрифты давно привлекают, была на мк на днях для начинающих, после него наконец-то паралельку испробовала)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-17 11:02 am (UTC)
по видео вспомнила только Покраса Лампаса, поищи его группу вконтакте, у него крутая готика и объясняет интересно.
А вообще я уроки не искала особо, просто в ютубе пересматриваю видео по нужным мне техникам, но никак их не сохраняю)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: viktori_yaa
2015-03-16 11:45 pm (UTC)
Спасибо за такой здоровский обзор! Один из лучших на русском языке из тех, которые я видела
Очень полезный совет про разлинованный шаблон. Можно ли где-то найти образцы для разных шрифтов (кроме стандартной зебры)?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-17 11:05 am (UTC)
спасибо! сама люблю такие штуки читать, поэтому и стараюсь писать периодически))
про линейки выше ссылку хорошую показали: http://www.printablepaper.net/category/calligraphy
а я для себя просто чертила линейки через 5 мм)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enanna
2015-03-30 07:22 am (UTC)
Отличный обзор (ノ´ヮ´)ノ*:・゚✧ Давно хочу попасть к Жене, но у них совпадают дни с курсами в артия, эх ... А какие интенсивы и мастер-классы (это не дольше месяца или день/два?) посещали и где?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-03-30 11:53 am (UTC)
спасибо! Женя сейчас со вторым набором по этому курсу начал заниматься. И обещают онлайн-версию, думаю - тоже вариант, особенно когда есть уже знания о каллиграфии
Мне, кстати, очень твой (можем на ты?) блог понравился, прекрасные работы и очень вдохновляющие!
У меня опыт живых занятий небогатый: прошлой весной - двухдневный интенсив в Школе визуальных коммуникаций у Даши Левчук и Лены Мышанской. Двухчасовая презентация курсов АртиЯ с Чебаник (они иногда в Любовь-морковь такое проводили), пару разовых занятий у Верменич во Фройд-Хаусе (там совсем для новичков и есть ньюансы, но мне было интересно попробовать несколько новых стилей). Женин месячный курс по брашпену.Еще подруга ходила на курс по готике к Лопухиным, показывет мне иногда всякие тонкости. Всё)
А в АртиЯ - у сестричек занимаешься?

Edited at 2015-03-30 11:55 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: iriskana
2015-04-17 11:04 am (UTC)
Очень полезный пост, спасибо, что так подробно расписала, для меня сейчас актуально как никогда. Скажи, а где ты покупаешь материалы? Есть какие-нибудь пара сайтов, где все доступно и можно закупить чемоданом?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbariskina
2015-04-17 01:33 pm (UTC)
классно, если пригодится!
А инструменты все покупала постепенно и где прийдется, инет-магазины только киевские знаю и там свои ньюансы по цене и ассортименту, из своего опыта не посоветую ничего. Из зарубежных хорошие отзывы встречала о таких:
www.scribblers.co.uk (большой выбор)
kalligraphie.com (перья и инструменты)
www.jetpens.com (ручки и маркеры)

Edited at 2015-04-17 01:57 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: n0ue_ordnung
2017-01-07 03:16 pm (UTC)
Спасибо за подробный обзор! Ищу заправляемую кисть для рисования, попробую в Сакуру залить чернила)))
(Reply) (Thread)